Встреча со зрителями и интервью проходили в Хельсинки в рамках фестиваля документального кино DocPoint Film Festival в кинотеатре Bio Rex 01/02/2019.
В 2018 году Эйкка Топпинен выступил в роли композитора документального фильма «Акварель». Новая работа российского режиссера Виктора Косаковского анонсировалась как эксперимент. При этом эксперимент не просто технический, о котором заранее узнаешь из сопроводительного текста и тут же забываешь, но такой, который меняет ситуацию видения, влияет напрямую на зрительский опыт непосредственно в ситуации просмотра. «Акварель» снята в уникальной технике – формат 96 кадров в секунду обеспечивает повышенную четкость изображения с возможностью фокусироваться на мельчайших деталях. С определенной долей провокации проговаривалось и содержание фильма, где основным субъектом действия и объектом наблюдения является вода.
Антти «Hyrde» Хююрюнен (вокалист и гитарист группы "Stam1na"): После просмотра этого неординарного фильма у меня сложилось впечатление, что ты произошел из места, которое находится рядом с водой, озером, морем. Это так?
Эйкка: Я родился и провел много времени в озерной части Финляндии в Вантаа, возле озера Сайма. И сейчас я страстно люблю воду, в особенности море и лодки.
Антти: Как ты понимаешь термин "сила воды"?
Эйкка: В Финляндии мы переживаем с водой чтыре времени года и понимаем силу воды и ее влияние на повседневную жизнь. Во многих странах люди об этом даже не задумываются, потому что некоторые никогда не видели снег или лед.
Антти: Люди знают тебя в основном по группе Apocalyptica, но также ты написал музыку для различных фильмов, например для фильма "Black Ice" в 2007 году. Какого главное отличие между сочинением музыки для группы и для фильмов?
Эйкка: Это очень хороший вопрос. В музыке для фильма очень многое зависит от видения режиссера и звукорежиссера. Что касается фильма «Акварель», то я присоединился к данному проекту довольно поздно. Виктор выбрал меня среди 273 композиторов, он искал подходящего на протяжении восьми месяцев. Он позвонил мне с предложением в 2017 году накануне Рождества, когда я был в туре по Америке с Апокалиптикой, но в тот момент я сначала отказался, потому что у меня были другие планы, совсем не было свободного времени. Но он был настолько настойчив, что буквально приехал ко мне домой.
Он показал мне все, что было готово на данный момент и, когда я впервые увидел его, я сразу же понял его видение, понял, что он хочет от меня как от композитора. Когда ты пишешь музыку для документального фильма о воде, ты сначала не понимаешь, что ты делаешь, но потом когда ты видишь картину целиком, ты понимаешь, как музыка отражает силу воды, ее грубость. Вода — это очень сильная стихия, она убивает людей. Когда Виктор приехал ко мне, он уже знал, в каких местах фильма должно быть музыкальное сопровождение. Мы работали над музыкой для фильма в течении трех недель. Также он сказал мне, что я могу использовать уже раннее записанные треки, созданные для группы Apocalyptica. Это было действительно очень интересно.
Антти: Природа - главное в этом фильме. При его производстве много ли спецэффектов было использовано?
Эйкка: На самом деле нет. Самый главный эффект этого фильма это его формат 96 кадров в секунду. К сожалению в этом кинотеатре в Хельсинки проектор не смог воспроизвести его в данном формате. Музыка - это одно из главных составляющих в этом фильме, и она дает происходящему особый эффект. Звук сделан так, что ты как будто погружаешься в него, находишься внутри фильма. И он действительно потрясающий, как и виды озера Байкал.
Антти: Как много раз ты видел фильм в готовом виде на большом экране?
Эйкка: Я думаю, что это мой третий просмотр. Я только что вернулся с Sundance Film Festival, где показ фильма был накануне в Штатах. А впервые посмотрел его в Лондоне на BFI Film Festival в октябре 2018.
Антти: Это действительно интересный фильм, поскольку в нем нет четкой хронологии: что-то случилось здесь, потом здесь. И нет большого количества диалогов между персонажами.
Эйкка: Да, Виктор говорил, что фильм будет нестандартным для термина «фильм». Он старался показать, какой потрясающей бывает вода. Команде приходилось все время перемещаться, чтобы заснять все как следует. Но первоначально, когда он решил снять фильм о воде, у него не было четкого видения, как это будет выглядеть в итоге. За основу было взято озеро Байкал и его лед. Оно действительно потрясающее, зимой на нем образуется 3-метровый лед, но он настолько чистый, что под ним видно, как плавают рыбы.
Вопрос от зрителей: Сколько музыкальных треков было использовано в фильме и сколько из них новых? Как были названы новые треки?
Эйкка: Я не знаю, мне кажется половина произведений, который использовались в фильме - это уже раннее написанные мной. А название нового трека я не помню, не знаю, как Виктор записал его в титрах.
Антти: А если бы ты решил сделать свой документальный фильм, о чем был бы этот фильм?
Эйкка: (смеется) Я думаю что это будет фильм о жизни одной рыбки (Fish). Просто фильм о том, как она существует на протяжении 20 лет.
Антти: И как будет звучать твой фильм "Fish"?
Эйкка: Я думаю, он будет звучать как группа Stam1na через 20 лет (смеется).
Антти: После «Aquarela» ты продолжишь писать музыку для фильмов?
Эйкка: На данный момент наша главная задача - это запись нового альбома Апокалиптики. Записывать альбом мы начнем уже с студии в марте, затем будет тур по США в мае и несколько шоу на фестивалях летом. Новый альбом будет выпущен в сентябре-октябре этого года. Но также есть один независимый проект, для которого я пишу музыку, но ничего подробного я пока что не могу сказать.
Интервью: Antti Hyyrynen
Перевод: Анастасия Гаврилова
Фото: Евгения Мельникова
© Apocello.ru, 2019